Обработка научной информации

08.02.2013 14:26

 

Раньше эту часть работы было принято называть «Литературный обзор», а задачу, связанную с литературой, формулировать как «Анализ литературы», но это неверные формулировки. На самом деле, психологи не делают анализа литературы (этим занимаются филологи), психологи делают анализ проблемы, опираясь на известные исследования, точки зрения, закономерности и т.п. (а не на литературу), отраженные в литературе. И обзор литературы исследователи тоже не делают, по той же причине. Это сейчас принято называть «Аналитический обзор», чтобы подчеркнуть, что теоретическая часть работы – это не обзор, а анализ проблемы.

В среде студентов распространена несколько отвлеченная позиция относительно работы с литературой: т.н. «теоретическая глава» почему-то воспринимается как некое приложение к эксперименту, не имеющее самостоятельной ценности и необходимости, хотя на самом деле работа с литературой – главный этап исследования: обслуживание теоретического анализа проблемы, привлечение известных науке фактов и закономерностей для обоснования новой идеи. Многим руководителям знакома такая картина – студент фактически выполнил экспериментальную часть, и мается, придумывая искусственно, что бы написать в теоретической главе. В конечном итоге эта глава оказывается составленной из переписанных глав какого-нибудь учебника, не имеющих прямого отношения к исследуемому предмету, а просто содержащих общую информацию о психических явлениях близкого характера.

3,2,2. Способы фиксации библиографической инфор-

мации. Найденную библиографическую информацию можно

фиксировать с помощью картотеки и рабочего списка литератур-

ных источников по теме исследования.

3.3. Просмотровое чтение

Основной целью просмотрового чтения является ознакомление

с большим количеством зафиксированных в рабочем списке лите-

ратуры библиографических источников по теме исследования. Для

проведения просмотрового чтения необходимо иметь план про-

смотра библиографических источников и информационно-

поисковую систему. Поскольку в рабочем списке литературы каж-__ дый источник имеет только один номер, то план просмотра пред-

ставляет собой перечень соответствующих цифр. При составлении

тгого плана необходимо учитывать значение источника для удов-

летворения информационной потребности исследователя и время

его опубликования. Для определения значимости библиографиче-

ских источников целесообразно, ориентируясь на название, one-

нить их по четырех- или пятибалльной шкале. Если содержание

источника точно по теме исследования, то он оценивается в пять

баллов. Если он близок к изучаемой теме — четыре балла, если его

содержание отвечает теме- три балла, возможно, отвечает- два

балла. Если, скорее всего, не по данной теме, но надо проверить -

один балл. На первые места в плане просмотра ставя!ся источни-

ки, имеющие наивысшие баллы, а на последние — наименьшие.

Однако среди источников, имеющих, например, пятибалльную

оценку, одни опубликованы в 2000 году, а другие в 1990 году. С

каких нужно начинать просмотр? Oi начала, чтобы проследить

развитие идеи, или с конца? Ответ таков: начинать нужно с по-

следних опубликованных источников. Целью подготовки обзора,

если это не специальное историческое исследование, является не

прослеживание генезиса развития взглядов авторов, а выход на

границу известного и неизвестного по изучаемой проблеме. Исто-

рический путь просмотра источников не гарантирует от возможно-

го дублирования исследований.

 

Работа с книгой

Умение работать с книгой — это умение правильно оценить произведение, быстро разобраться в его структуре, взять и зафиксировать в удобной форме все, что в нем оказалось ценным и нужным.

Работа с книгой — процесс сложный. Обусловлено это прежде всего тем, что чтение научно-литературных произведений всегда связано с необходимостью усвоения каких-то новых понятий.

Сложно это и потому, что практически каждая книга оригинальна по своей композиции и требуются определенные усилия, чтобы понять ход мысли автора.

Умением работать с литературой обладают далеко не все. Наиболее частые ошибки —

отсутствие должной целенаправленности в чтении, недостаточное использование справочного

аппарата, нерациональная форма записи прочитанного. Все это снижает эффективность

умственного труда, приводит к непроизводительным тратам времени.

Техника чтения

Одной из особенностей чтения специальной литературы является то, что оно протекает в

определенной последовательности: сначала предварительное ознакомление с книгой и только после

этого ее тщательная проработка.

Предварительное ознакомление с книгой.

необходимо принять во внимание все те элементы книги, которые дают возможность оценить ее

должным образом. Делать это лучше всего в следующей последовательности:

• заглавие;

• автор;

• издательство (или учреждение, выпустившее книгу);

• время издания;

• аннотация;

• оглавление;

• авторское или издательское предисловие;

• справочно-библиографический аппарат (указатели, приложения, перечень

сокращений и т. п.).

Предварительное ознакомление призвано дать четкий ответ на вопрос о целесообразности

дальнейшего чтения книги, в каких отношениях она представляет интерес и какими должны быть

способы ее проработки, включая сюда наиболее подходящую для данного случая форму записей.

Чтение книги.__ Существуют два подхода к чтению научно-литературного произведения: беглый просмотр его

содержания и тщательная проработка произведения в целом или отдельных его частей.

Беглый просмотр содержания книги необходим в тех случаях, когда предварительное

ознакомление с ней не дает возможности определить, насколько она представляет интерес, и для

того, чтобы быть в курсе имеющейся литературы по интересующему вопросу. Бывает и так, что

становится ясно — в работе содержатся нужные материалы, и требуется ее полный просмотр, чтобы

их найти. Беглый просмотр книги — по существу «поисковое» чтение.

Тщательная проработка текста (иногда его называют «сплошным чтением») — это усвоение

его в такой степени, в какой необходимо по характеру выполняемой работы. Следует отметить,

что прочитать текст — еще не значит усвоить его. Текст надо обязательно понять, расшифровать,

осмыслить.

Вопрос об усвоении содержания книги часто понимают не совсем правильно. Многие

считают, что главное — запомнить содержание прочитанного. Между тем усвоение и запоминание

— совершенно разные понятия. Усвоить прочитанное — значит понять все так глубоко и продумать

так серьезно, чтобы мысли автора, объединяясь с собственными мыслями, превратились бы в

единую систему знаний по данному вопросу.

Само собой разумеется, что цель эта тем легче достигается, чем выше уровень подготовки

специалиста и чем больше он знаком с тематикой изучаемой литературы. Нужно, однако, помнить

и о другом: чтение специальной литературы — это и есть процесс накопления и расширения знаний.

Записи при чтении

Ведение записей

способствует лучшему усвоению прочитанного, дает возможность сохранить нужные материалы в

удобном для использования виде, помогает закрепить их в памяти, позволяет сократить время на

поиск при повторном обращении к данному источнику.

Ведение записей — обязательный элемент работы над книгой, неотделимый от процесса

чтения, и поэтому их нельзя откладывать «на потом».

всякого рода крючки и закорючки, равно как и «телеграфный язык», становятся со временем

столь же трудно читаемыми, как письменность майя.

Практическая рекомендация — вести записи только на одной стороне листа. При этом

ускоряется их поиск и систематизация, становится возможным производить любые вставки в текст,

использовать записи при работе над докладами и рукописями научно-литературных произведений.

В последнем случае целесообразно бывает все записи иметь в двух экземплярах: один остается для

хранения, а второй идет на «разрез» для подготовки статей, брошюр, книг и т. д.

Постоянный вопрос, встающий в разговоре о записях при чтении, — когда их делать.

Единого ответа здесь быть не может: все зависит от вида записей.__ Насколько различны цели и условия чтения научной, учебной и специальной литературы,

настолько могут быть различными и виды тех записей, которыми это чтение сопровождается.

Каждый из перечисленных видов записей в значительной степени отличается один от другого

и по своему содержанию, и по сложности: одни содержат «сжатую» информацию, в других она

дается в развернутом виде — или лишь «ключ» для ее поиска; в одних — те или иные сведения в том

самом виде, в котором они были в книге, в других — результат их аналитической переработки и т. д.

Далеко не безразлично поэтому, какой вид записи будет использован в каждом конкретном случае.

Надо стараться сделать так, чтобы он в полной мере соответствовал характеру работы с книгой.

В отношении каждого отдельного вида записей имеется ряд правил и практических приемов

их ведения, направленных на то, чтобы они возможно полнее отвечали своему назначению.

Прежде всего, о группе записей, не с в я з а н н ы х с н е о б х о д и м о с т ь ю а н а л и т и ч е с к о й

п е р е р а б о т к и т е к с т а .

Выписки.

использование закладок с надписями.

практика всякого рода пометок и выделений в книгах.

«системой чистых листов»: между страницами

вкладываются чистые листы бумаги, на которых делаются пометки на уровне интересуемого

текста.                                               

перечень страниц,

содержащих материалы по определенным вопросам.

а н а л и т и ч е с к а я .

оценочные записи на библиографических карточках личной

картотеки.

составление плана книги, отражающего ее содержание и структуру.

Тезис — греческое слово, означающее «положение». Таким образом, тезисы — это основные

положения книги.

целесообразно, выделяя от текста тезисы, дать краткий перечень фактов, которые приводятся

автором в обоснование своих положений

конспект, т. е. краткое

изложение прочитанного. В буквальном смысле слово «конспект» означает «обзор». По существу, его

и составлять надо как обзор, содержащий основные мысли произведения, без подробностей и

второстепенных деталей.

конспект, где все записи вносятся в заранее подготовленные таблицы (формализованный конспект).

запись, составленная в форме ответов на заранее подготовленные вопросы, обеспечивающие исчерпывающие характеристики однотипных предметов или явлений.        

форма конспекта — графическая. Суть ее в том, что элементы

конспектируемой работы располагаются в таком виде, при котором видна иерархия понятий и

взаимосвязь между ними.