Обработка научной информации
Раньше эту часть работы было принято называть «Литературный обзор», а задачу, связанную с литературой, формулировать как «Анализ литературы», но это неверные формулировки. На самом деле, психологи не делают анализа литературы (этим занимаются филологи), психологи делают анализ проблемы, опираясь на известные исследования, точки зрения, закономерности и т.п. (а не на литературу), отраженные в литературе. И обзор литературы исследователи тоже не делают, по той же причине. Это сейчас принято называть «Аналитический обзор», чтобы подчеркнуть, что теоретическая часть работы – это не обзор, а анализ проблемы.
В среде студентов распространена несколько отвлеченная позиция относительно работы с литературой: т.н. «теоретическая глава» почему-то воспринимается как некое приложение к эксперименту, не имеющее самостоятельной ценности и необходимости, хотя на самом деле работа с литературой – главный этап исследования: обслуживание теоретического анализа проблемы, привлечение известных науке фактов и закономерностей для обоснования новой идеи. Многим руководителям знакома такая картина – студент фактически выполнил экспериментальную часть, и мается, придумывая искусственно, что бы написать в теоретической главе. В конечном итоге эта глава оказывается составленной из переписанных глав какого-нибудь учебника, не имеющих прямого отношения к исследуемому предмету, а просто содержащих общую информацию о психических явлениях близкого характера.
3,2,2. Способы фиксации библиографической инфор-
мации. Найденную библиографическую информацию можно
фиксировать с помощью картотеки и рабочего списка литератур-
ных источников по теме исследования.
3.3. Просмотровое чтение
Основной целью просмотрового чтения является ознакомление
с большим количеством зафиксированных в рабочем списке лите-
ратуры библиографических источников по теме исследования. Для
проведения просмотрового чтения необходимо иметь план про-
смотра библиографических источников и информационно-
поисковую систему. Поскольку в рабочем списке литературы каж-__ дый источник имеет только один номер, то план просмотра пред-
ставляет собой перечень соответствующих цифр. При составлении
тгого плана необходимо учитывать значение источника для удов-
летворения информационной потребности исследователя и время
его опубликования. Для определения значимости библиографиче-
ских источников целесообразно, ориентируясь на название, one-
нить их по четырех- или пятибалльной шкале. Если содержание
источника точно по теме исследования, то он оценивается в пять
баллов. Если он близок к изучаемой теме — четыре балла, если его
содержание отвечает теме- три балла, возможно, отвечает- два
балла. Если, скорее всего, не по данной теме, но надо проверить -
один балл. На первые места в плане просмотра ставя!ся источни-
ки, имеющие наивысшие баллы, а на последние — наименьшие.
Однако среди источников, имеющих, например, пятибалльную
оценку, одни опубликованы в 2000 году, а другие в 1990 году. С
каких нужно начинать просмотр? Oi начала, чтобы проследить
развитие идеи, или с конца? Ответ таков: начинать нужно с по-
следних опубликованных источников. Целью подготовки обзора,
если это не специальное историческое исследование, является не
прослеживание генезиса развития взглядов авторов, а выход на
границу известного и неизвестного по изучаемой проблеме. Исто-
рический путь просмотра источников не гарантирует от возможно-
го дублирования исследований.
Работа с книгой
Умение работать с книгой — это умение правильно оценить произведение, быстро разобраться в его структуре, взять и зафиксировать в удобной форме все, что в нем оказалось ценным и нужным.
Работа с книгой — процесс сложный. Обусловлено это прежде всего тем, что чтение научно-литературных произведений всегда связано с необходимостью усвоения каких-то новых понятий.
Сложно это и потому, что практически каждая книга оригинальна по своей композиции и требуются определенные усилия, чтобы понять ход мысли автора.
Умением работать с литературой обладают далеко не все. Наиболее частые ошибки —
отсутствие должной целенаправленности в чтении, недостаточное использование справочного
аппарата, нерациональная форма записи прочитанного. Все это снижает эффективность
умственного труда, приводит к непроизводительным тратам времени.
Техника чтения
Одной из особенностей чтения специальной литературы является то, что оно протекает в
определенной последовательности: сначала предварительное ознакомление с книгой и только после
этого ее тщательная проработка.
Предварительное ознакомление с книгой.
необходимо принять во внимание все те элементы книги, которые дают возможность оценить ее
должным образом. Делать это лучше всего в следующей последовательности:
• заглавие;
• автор;
• издательство (или учреждение, выпустившее книгу);
• время издания;
• аннотация;
• оглавление;
• авторское или издательское предисловие;
• справочно-библиографический аппарат (указатели, приложения, перечень
сокращений и т. п.).
Предварительное ознакомление призвано дать четкий ответ на вопрос о целесообразности
дальнейшего чтения книги, в каких отношениях она представляет интерес и какими должны быть
способы ее проработки, включая сюда наиболее подходящую для данного случая форму записей.
Чтение книги.__ Существуют два подхода к чтению научно-литературного произведения: беглый просмотр его
содержания и тщательная проработка произведения в целом или отдельных его частей.
Беглый просмотр содержания книги необходим в тех случаях, когда предварительное
ознакомление с ней не дает возможности определить, насколько она представляет интерес, и для
того, чтобы быть в курсе имеющейся литературы по интересующему вопросу. Бывает и так, что
становится ясно — в работе содержатся нужные материалы, и требуется ее полный просмотр, чтобы
их найти. Беглый просмотр книги — по существу «поисковое» чтение.
Тщательная проработка текста (иногда его называют «сплошным чтением») — это усвоение
его в такой степени, в какой необходимо по характеру выполняемой работы. Следует отметить,
что прочитать текст — еще не значит усвоить его. Текст надо обязательно понять, расшифровать,
осмыслить.
Вопрос об усвоении содержания книги часто понимают не совсем правильно. Многие
считают, что главное — запомнить содержание прочитанного. Между тем усвоение и запоминание
— совершенно разные понятия. Усвоить прочитанное — значит понять все так глубоко и продумать
так серьезно, чтобы мысли автора, объединяясь с собственными мыслями, превратились бы в
единую систему знаний по данному вопросу.
Само собой разумеется, что цель эта тем легче достигается, чем выше уровень подготовки
специалиста и чем больше он знаком с тематикой изучаемой литературы. Нужно, однако, помнить
и о другом: чтение специальной литературы — это и есть процесс накопления и расширения знаний.
Записи при чтении
Ведение записей
способствует лучшему усвоению прочитанного, дает возможность сохранить нужные материалы в
удобном для использования виде, помогает закрепить их в памяти, позволяет сократить время на
поиск при повторном обращении к данному источнику.
Ведение записей — обязательный элемент работы над книгой, неотделимый от процесса
чтения, и поэтому их нельзя откладывать «на потом».
всякого рода крючки и закорючки, равно как и «телеграфный язык», становятся со временем
столь же трудно читаемыми, как письменность майя.
Практическая рекомендация — вести записи только на одной стороне листа. При этом
ускоряется их поиск и систематизация, становится возможным производить любые вставки в текст,
использовать записи при работе над докладами и рукописями научно-литературных произведений.
В последнем случае целесообразно бывает все записи иметь в двух экземплярах: один остается для
хранения, а второй идет на «разрез» для подготовки статей, брошюр, книг и т. д.
Постоянный вопрос, встающий в разговоре о записях при чтении, — когда их делать.
Единого ответа здесь быть не может: все зависит от вида записей.__ Насколько различны цели и условия чтения научной, учебной и специальной литературы,
настолько могут быть различными и виды тех записей, которыми это чтение сопровождается.
Каждый из перечисленных видов записей в значительной степени отличается один от другого
и по своему содержанию, и по сложности: одни содержат «сжатую» информацию, в других она
дается в развернутом виде — или лишь «ключ» для ее поиска; в одних — те или иные сведения в том
самом виде, в котором они были в книге, в других — результат их аналитической переработки и т. д.
Далеко не безразлично поэтому, какой вид записи будет использован в каждом конкретном случае.
Надо стараться сделать так, чтобы он в полной мере соответствовал характеру работы с книгой.
В отношении каждого отдельного вида записей имеется ряд правил и практических приемов
их ведения, направленных на то, чтобы они возможно полнее отвечали своему назначению.
Прежде всего, о группе записей, не с в я з а н н ы х с н е о б х о д и м о с т ь ю а н а л и т и ч е с к о й
п е р е р а б о т к и т е к с т а .
Выписки.
использование закладок с надписями.
практика всякого рода пометок и выделений в книгах.
«системой чистых листов»: между страницами
вкладываются чистые листы бумаги, на которых делаются пометки на уровне интересуемого
текста.
перечень страниц,
содержащих материалы по определенным вопросам.
а н а л и т и ч е с к а я .
оценочные записи на библиографических карточках личной
картотеки.
составление плана книги, отражающего ее содержание и структуру.
Тезис — греческое слово, означающее «положение». Таким образом, тезисы — это основные
положения книги.
целесообразно, выделяя от текста тезисы, дать краткий перечень фактов, которые приводятся
автором в обоснование своих положений
конспект, т. е. краткое
изложение прочитанного. В буквальном смысле слово «конспект» означает «обзор». По существу, его
и составлять надо как обзор, содержащий основные мысли произведения, без подробностей и
второстепенных деталей.
конспект, где все записи вносятся в заранее подготовленные таблицы (формализованный конспект).
запись, составленная в форме ответов на заранее подготовленные вопросы, обеспечивающие исчерпывающие характеристики однотипных предметов или явлений.
форма конспекта — графическая. Суть ее в том, что элементы
конспектируемой работы располагаются в таком виде, при котором видна иерархия понятий и
взаимосвязь между ними.