Использование библиографических ссылок

12.01.2013 20:57

Библиографическая ссылка  – это сведения в данном документе о другом документе. Библиографические ссылки могут быть полными или краткими и различаются по их месту в документе, что, как правило, и оп-ределяет их вид:
Внутритекстовые ссылки (расположены прямо в тексте). Как правило в научном тексте полные ссылки в текст не помещают, поскольку это сделало бы текст совершенно нечитабельным и раздутым, ведь в научных работах приходится много ссылаться на другие исследования. Поэтому внутри научного текста используют краткие "отсылки" к списку источников, ко-торый располагается в конце работы и в котором как раз даны полные библиографические ссылки, содержащие полные выходные данные. Самые распространенные отсылки в научных статьях выглядят как как фамилия автора и год его работы в квадратных или круглых скобках: (Леонтьев, 1975, с.89). Используйте только один стиль отсылок в своей работе;
Номера страниц в ссылках указывают если используется цитирова-ние, либо данные положения (не цитата, а в пересказе) имеют критически важное значение для работы, либо критикуются.
Полная ссылка. Полные ссылки приводятся, как правило, в конце работы в разделе "используемые источники", "список литературы", "биб-лиография" и т.д. Пример полной ссылки:
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 528с.
Ссылка на автора, цитирующего другого автора – если Вы желае-те сослаться на цитату работ Петрова П.П. (дословное воспроизведение фрагмента текста Петрова П.П.), которую привел в своей работе другой ав-тор (Иванов И.И.), то лучше всего найти первоисточник, перепроверить цитату и сослаться на первоисточник (т.е. на Петрова П.П.). Если же Вы не можете найти первоисточник или полностью доверяете автору, приведше-му цитату (он авторитетен в данной области), то допустима ссылка вида:
(цит. по Иванову И.И., 2000, С.45)
Но тогда в тексте должно быть упоминание имени автора (Петро-ва П.П.), например:
Как указывает П.П. Петров (цит. по Иванову И.И., 2000, С.45), «главной проблемой со-временной психологии является … … …».
Добавление «цит. по» означает, что некто дословно цитируется по работе другого автора. Тогда понятно кто что сказал и где «лежит» цитата.
При цитировании обязательно заключайте цитируемый текст в ка-вычки, иначе будет непонятно – где начинается и заканчивается цитата.
При цитировании обязательно указывайте номер страницы работы, с которой взята цитата (у первоисточника или другого автора – по кому ци-тируете на страницу того и ссылаетесь).
Ссылка на автора, пересказывающего часть работы другого ав-тора - если же Вы желаете сослаться не на цитату, а на саму идею Петро-ва П.П., о которой рассказал своими словами некто Иванов И.И., работа которого Вам попалась в руки, то лучше всего найти первоисточник, про-верить формулировку идеи и сослаться на самого Петрова П.П. Если же Вы не можете найти первоисточник или полностью доверяете автору, при-ведшему цитату (он авторитетен в данной области), то нужна ссылка вида:
(см. Иванов И.И., 2000)
Но тогда в тексте должно быть упоминание имени настоящего автора высказывания (Петрова П.П.), например:
Как указывает П.П. Петров, одной из существенных трудностей, с которой вынуждены иметь дело современные психологи, является … (см. Иванов И.И., 2000).
Добавление «см.» перед фамилией в ссылке указывает на то, что че-ловек с данной фамилией не является автором приводимой идеи, но что эта идея пересказана им в его работе, которую и следует смотреть (отсюда и сокращение "см."). Тут кавычки уже не ставим, поскольку это не цитата, а пересказ. А раз это не цитата, то можно обойтись и без точного указания страницы, хотя лучше все-таки указать, потому, что Вы ссылаетесь не про-сто на Иванова, а на его пересказ слов Петрова – а это уже возможное искажение информации и указанием страницы Вы добавляете «веса» своим аргументам – любой может быстро проверить и убедиться в Вашей право-те.
"Цитата в цитате" (цитирование автора, который цитирует дру-гого автора). Однако возможна ситуация, когда Вам захочется привести дословное высказывание некоторого автора об идеях другого автора, кото-рые он обсуждает (или даже цитирует) в своей работе. Обычно это имеет смысл, в случаях, когда Вам важна не столько сама идея, сколько важно показать отношение определенного исследователя к идее. Например:
И.И. Иванов, отмечает, что «по П.П. Петрову, "главной проблемой современной психо-логии является … … …", указывая, таким образом, на то, что перед психологией по-следних десятилетий очень остро стоит вопрос о ….» (Иванов И.И., 2000, С.45).
В этом примере нет ни «цит. по», ни «см.» потому, что мы ссылаемся на мысль самого И.И. Иванова, где мысль П.П. Петрова – только иллюст-рация или всего лишь одна из составных частей того, о чем говорит И.И. Иванов, которого мы цитируем. Вместе с тем, поскольку Ивановым использовалась цитата работ Петрова, то имя Петрова также в нашем тек-сте присутствует, а его слова выделены вложенными кавычками. Таким образом, мы получили возможность привести цитату в цитате сохранив все авторские права.
Указанный прием «цитата в цитате» следует применять только в крайних случаях, например, когда Ваша работа полемического характера (и Вы показываете, доказываете основания, по которым авторы спорят друг с другом), или в других случаях, когда совершенно нельзя обойтись другими способами прямого цитирования по первоисточнику. Во всех других ситуациях следует избегать «цитаты в цитате», поскольку этот прием неудобен для чтения и может вызвать неправильное понимание Вашего текста.
Если бы, в приведенном примере, Иванов просто использовал идею Петрова, а не приводил бы дословного цитирования работы Петрова, то вложенные кавычки, естественно бы, отсутствовали:
И.И. Иванов, отмечает, что «по П.П. Петрову, одной из существенных трудностей, с которой вынуждены иметь дело современные психологи, является … …, указывая, та-ким образом, на то, что перед психологией последних десятилетий очень остро стоит вопрос о ….» (Иванов И.И., 2000, С.45).
Как видно, здесь так же отсутствуют «цит. по» и «см.», потому, что мы ссылаемся именно на И.И. Иванова. Т.е. нам важна мысль именно Ива-нова, а мысль Петрова там только составная часть, поэтому ссылаемся на Иванова.
Всегда ставьте инициалы к фамилиям. Если в перечислении ис-следователей у троих есть инициалы, а у двоих нет, то становится непо-нятным, почему Вы их так обделили? При этом есть одна важная деталь – старайтесь расположить текст таким образом, чтобы инициалы были на той же строке, что и фамилия. Для этих и подобных целей как раз и создан специальный непечатный символ – "неразрывный пробел", он ставится между знаками или словами чтобы данные знаки или слова находились всегда в пределах одной строки и не разрывались. Действительно, если строка заканчивается инициалами, а фамилия начинается со следующей строки – выглядит это весьма неопрятно и даже как будто бы неуважи-тельно по отношению к тому автору, кого мы таким образом указали. Еще хуже, когда наоборот, на следующую строку переносятся инициалы.
Неразрывный пробел ставится так же как и обычный – клавишей "пробел", только при этом надо удерживать одновременно нажатыми еще две клавиши – Shift и Ctrl.
Инициалы перед фамилией или после
Тут важно понимать – на кого или что Вы ссылаетесь. Если на чело-века, то пишите инициалы перед фамилией – это проявление уважения, ес-ли на работу – то ставьте инициалы после фамилии, но тогда и оформляйте такую отсылку именно как ссылку на работу. В любом случае, если Вы ис-пользуете чьи-то идеи и не ссылаетесь, то это – плагиат (писательское во-ровство), что совершенно недопустимо.
Учитывайте: место ссылки определяет объем материала, ответ-ственность за который Вы передаете тому, на кого ссылаетесь. Напри-мер, ссылку поставили после точки в конце абзаца состоящего из несколь-ких предложений, следовательно, становится непонятным, к чему ссылка относится - к абзацу, к предложению?
ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
ИСТОЧНИКОВ
В научной работе, в разделе "используемые источники", "список ли-тературы" или "библиография" (это разные названия одного и того же раз-дела), приводятся только использованные источники, т.е. те, на которые есть отсылки в Вашем тексте. Термин "список литературы" уже устарел, поскольку все чаще встречаются ссылки на мультимедийные электронные издания, аудиокниги, на веб-страницы всемирной паутины, видео-интервью и другие "небумажные" источники.
Ссылка в списке источников – это полная ссылка, структура которой уже описана выше. Поэтому здесь будет приведен лишь фрагмент списка литературы, чтобы показать как он выглядит и форматируется.
Список должен легко читаться, ведь он – навигационный инструмент. Поэтому все фамилии должны идти в алфавитном порядке и одна под одной. Современные программы работы с текстами умеют автоматически сортировать записи в алфавитном порядке. Воспользуйтесь сначала такой функцией, а затем уже функцией автоматической нумерации. Выровняйте текст списка источников, измените при этом привычный для все работы полуторный интервал на одинарный – это сделает сам список литературы более компактным:
1.    Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 368 с.
2.    Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии // М.: МГППУ; Смысл, 2003. – 240с.
3.    Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии / М.: ИН-ФРА-М, 1999. – 528 с.
4.    …и т.д.
Список источников должен иметь сквозную нумерацию от начала до конца списка. Источники на иностранном языке также указываются в ал-фавитном порядке, но после источников на русском языке, продолжая ну-мерацию.

3.1.    ССЫЛКИ НА ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Ссылки на сайты в Интернет
В том, чтобы ссылаться на интернет нет ничего дурного, напротив, значение таких ссылок будет только расти, только вот важно уметь ссы-латься правильно.
Что же касается ссылок на страницы в интернете, то смысл остается ровно тем же, что и для ссылок на бумажные источники. При этом, ссылка в тексте (т.е. отсылка к списку источников) выглядит точно также, как ука-зано выше (фамилия и год работы), а вот в списке литературы (точнее, в "списке источников") добавляется ссылка на страницу в интернете – т.е. URL (Uniform Resource Locator - адрес страницы в сети Интернет) (в при-мере ниже сайт выдуман):
15. Леонтьев А.Н. Философия психологии: Из научного наследия. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. – 228 с. (https://saitpopsihologii.ru/knigi/leontiev1.htm)
Если статья опубликована только в интернете, то вместо печат-ных выходных данных (город издания, издательство, год публикации, кол-во страниц) указывать нужно страницу сайта (её адрес - URL), но только в полной ссылке в списке источников, а в тексте работы нужна отсылка обычного вида (имя автора, год работы).
Например:
"Утомление - временное понижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки, которая создает истощение внутренних ресурсов индивида и рассогласование в работе систем, обеспечивающих деятельность" (ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П., 2006, С.428).
Приставка "ред." тут означает, что они редакторы-составители, а не авторы в полном смысле слова (так ссылаются на составителей хрестома-тий, словарей и т.п. если для того текста, на который Вы ссылаетесь яв-но автор не указан). А номер страницы указывают обязательно, когда при-водят дословное цитирование, при этом цитированный фрагмент выделяют кавычками.
Тоже самое касается ссылок в списке источников.
Так оформлять список литературы (список источников) нельзя:
7. https://www.rsl.ru/
8. https://flogiston.ru
9. www.voppsy.ru
Это все равно что написать:
7. Библиотека ИППСУ, Тюмень, проезд 9 мая, дом 5
8. Библиотека ТюмГУ, Тюмень, ул.Семакова, д.10
И т.д., причем даже без номера аудитории...:)... в том смысле, что в примере выше указан сайт, но даже не указана конкретная страница, где выставлен Источник. И где, прикажете, искать источник, если на сайте ты-сячи или даже сотни тысяч страниц, а поиска по сайту нет или он работает некорректно? И главное, что искать, если Вы не укажете автора и название работы? Тоже касается и ссылок внутри текста работы.
Вот неправильный пример оформления внутритекстовой ссылки:
Утомление - временное состояние органа или целого организма, характеризующееся снижением его работоспособности в результате длительной или чрезмерной нагрузки (https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/304094).
Ссылаться надо всегда на Источник (имя автора + название работы + выходные данные), а не на Адрес, где работа была найдена. Ссылка на страницу в интернете - это всего лишь Адрес, а не Источник.
Если работа опубликована только в интернете и не имеет бумаж-ного варианта, тогда следует обязательно добавить дату или год доступ-ности работы по данному url-адресу:
15. Леонтьев А.Н. Философия психологии / (https://saitpopsihologii.ru/knigi/leontiev1.htm - ссылка актуальна на 10.02.2005).
Или так:
15. Леонтьев А.Н. Философия психологии / (https://saitpopsihologii.ru/knigi/leontiev1.htm - дата обращения: 10.02.2005).
В этом случае дата (10.02.2005) – это не дата публикации, а дата ко-гда Вами данная работа была обнаружена по данной ссылке, когда она была доступна по этому электронному адресу. Чем ближе к настоящему времени дата обращения, тем лучше, потому, как выше вероятность, что работа все еще расположена по этому адресу.
Если дата публикации известна (например, указана на странице работы или Вы ее узнали сами, списавшись с автором или со службой под-держки сайта), то дата указывается так:
15. Леонтьев А.Н. Философия психологии / (https://saitpopsihologii.ru/knigi/leontiev1.htm - опубликовано 10.02.2005).
Из такой записи понятно, что, когда и где опубликовано. Есть смысл специально узнавать дату публикации, если работа опубликована только в Интернет. Тогда не поленитесь написать письмо по адресу указанному в разделе "Контакты", "Связаться с нами" или наименованном как-то иначе, и спросите дату или хотя бы год публикации той работы, которую Вы ис-пользуете, на которую ссылаетесь. Обычно дату публикации (или обновле-ния публикации, т.е. публикации в новой редакции) указывают самом ввер-ху или в самом низу страницы сайта с публикацией, например так:
Последнее обновление: 07 августа 2009 года.
Тогда указываете в списке источников так:
Степанов В.К. Интернет в профессиональной информационной деятельности: Интерактивный учебник / (https://textbook.vadimstepanov.ru/index.html - обновлено 26.07.2006, ссылка актуальна на 01.11.2009)
Или просто внизу (или где-то еще на странице) указан копирайт:
© 2002-2009
Это значит, что работа впервые была издана в 2002 году, а в настоя-щем (обновленном) варианте издана в 2009 году, поэтому для данных бе-рем последнюю цифру (2009), указывая вместо даты просто год работы.
Для формирования внутритекстовых отсылок необходимо брать год публикации (обновления публикации), а не время когда документ был дос-тупен (а url-ссылка на него – актуальна).
Например:
Как указывает Степанов В.К. (2006), "Помимо своей изначальной «виртуальности», документы Интернет чрезвычайно динамичны. Это относится как к их местонахождению, так и к содержанию. В среднем, документ во Всемирной паутине остается неизменным не более полугода. После этого меняется его адрес (URL), обновляется содержание, или он навсегда удаляется с сервера. Столь высокая подвижность сетевого документального массива создает серьезные трудности именно при библиографическом учете, описании и цитировании web-ресурсов".
По такой отсылке мы сможем найти в списке источников Степано-ва В.К., его работу, публикация которой датирована 2006-м годом и не пе-репутаем эту работу с другими его работами, в том числе по этой же теме.
Если Вы долго писали работу, то проверьте все URL до того, как Вы сдадите свою работу. Если ссылка устарела, то постарайтесь найти ей заме-ну. Если какая-то ссылка успела устареть и Вы не успеваете найти ей заме-ну, а сама ссылка важна для Вашей работы, то укажите, что ссылка устаре-ла:
15. Леонтьев А.Н. Философия психологии / (https://saitpopsihologii.ru/knigi/leontiev1.htm - опубликовано 10.02.2005, ссылка актуальна на 24.12.2007, устарела на 01.11.2009).
Тот, кто заинтересовался источником сможет найти его по имени ав-тора и заглавию работы, но не будет терять время на проверку "битой" ссылки.
При наличии нескольких ссылок на один электронный документ (например, ссылки на разные сайты, где выставлена данная работа, или ссылки на закачку и открытие документа), следует предпочитать ссылку на более солидный сайт (например, имеющий платный, а не бесплатный хос-тинг), а из ссылок на закачку или открытие документа следует предпочесть ссылку на закачку (по которой произойдет скачивание документа).
При работе с электронными источниками следует искать их бу-мажные варианты. Если некоторый источник имеет для Вашей работы большое значение, то обязательно надо поискать его бумажную версию. Работать Вы можете с электронной версией, но вот хотя бы для списка ис-точников найдите выходные данные бумажного варианта. Для этого вбейте в адресную строку поисковой системы в Интернете фамилию автора и за-главие его работы – с большой вероятностью Вы найдете страницу, где приводится список литературы и там в списке есть нужный Вам источник. Скопируйте себе эти выходные данные, разместите их в списке источников своей работы. Однако перепроверьте эти данные, не ограничивайтесь только одним источником.
В очень редких случаях, если некий источник опубликован только в сети Интернет, но имеет критически важное значение для Вашей работы, то подстрахуйтесь – сохраните эту страницу (или страницы), т.е. весь данный источник, прямо из браузера (командой "Сохранить как" из меню "Файл") себе на жесткий диск или флешку. Теперь Вы всегда сможете предъявить данный источник сомневающимся или интересующимся (на-пример, членам аттестационной комиссии). Естественно, Вы можете из браузера и просто распечатать нужный источник (команда "Печать", меню "Файл").
Ссылки на СD/DVD/видео/аудио материалы
Оформляются также как и на любые другие электронные документы, в т.ч. и ссылки на страницу в интернет. Т.е. указывается автор, название работы, тип и формат электронного документа (или форматы, если их не-сколько, на данном носителе), вид носителя, кем и когда был выпущен данный документ на данном носителе, объем документа (в часах, страни-цах и т.д.). Например:
Лёвкин В.Е. Методологические основы психологии / Аудио-книга. Мp3, wav, pdf. СD-R. Студия orgpsiholog.ru, 2010, 4ч 36мин, 303 с.
Если для электронного документа известен адрес в сети Интер-нет, то следует указать его в скобках:
Лёвкин В.Е. Методологические основы психологии / Аудио-книга. Мp3, wav, pdf. СD-R. Студия orgpsiholog.ru, 2010, 4ч 36мин, 303 с. (https://orgpsiholog.ru/audio.htm - ссылка актуальна на 01.01.2009).
В библиографии сначала указываются русскоязычные источники по алфавиту, затем англоязычные также по алфавиту. При этом нумерация общая.